Абонентский договор: основные положения

Автор статьи, юрист (г. Москва)

Содержание статьи

Абонентский договор: основные положения

Несколько лет назад в Гражданском Кодексе РФ появилась статья 429.4 об абонентском договоре. Подобные договоры крайне распространены в области связи, ЖКХ, технического обслуживания, а также множества иных услуг. К примеру, большинство тарифов у всех операторов сотовой связи в настоящее время предлагают пакеты звонков, смс и интернет-трафика, которые могут быть использованы клиентами в течение месяца, и даже при их неиспользовании взимается абонентская плата. Практически все фитнес-центры заключают со своими клиентами абонентские договоры. Хотя абонентские договоры часто встречались в практике до введения соответствующей нормы ГК РФ, но ранее часто встречались споры по поводу оплаты по таким соглашениям – суды часто указывали, что оплата должна производиться за фактически оказанные услуги, выполненные работы, переданные товары. Данная норма сняла часть подобных проблем, однако на настоящее время еще остаются неясные вопросы по поводу абонентских договоров. В данной статье мы расскажем о них и объясним, как лучше всего заключать абонентский договор.

Что такое абонентский договор

Абонентский договор, предусмотренный ст.429.4 ГК РФ, сам по себе не является видом договора, однако можно заключить договор оказания услуг, подряда, купли-продажи, а также многие иные гражданско-правовые договоры, прибегнув к конструкции абонентского договора. Обычно оплата по договору производится за фактически оказанные услуги, принятые работы и товары, но абонентский договор позволяет предусмотреть оплату за определенный период, в течение которого заказчик или покупатель может потребовать оказания услуг, производства работ, передачи товаров. В случае если данная сторона не затребует обусловленного договором исполнения, она все равно должна заплатить установленную договором сумму. Оплата по такому соглашению не находится в прямой зависимости от исполнения договора (оказанных услуг, произведенных работ, поставленных товаров).

На какие иные договорные модели похож абонентский договор

Из всех иных правовых конструкций абонентский договор более всего напоминает опционный договор, предусмотренный ст.429.3 ГК РФ, появившейся в то же время, что и норма об абонентском договоре. Опционный договор представляет собой договор (купли-продажи, подряда, оказания услуг или иной вид договора), по которому в предусмотренных договором случаях одна сторона может потребовать исполнения, а если она в указанный срок не заявит подобное требование, то договор прекратится.

Тем не менее, в отличие от абонентского договора, опционный договор не предусмотрен для продолжительных отношений, а главной его целью является получение единовременного исполнения при наступлении определенных условий. То есть он не имеет длительного характера. Такими условиями могут стать изменения котировок на бирже, уплата покупной цены, совершение определенных действий и т.д. Опционный договор, несмотря на схожесть с абонентским, имеет иную сферу применения. С его помощью структурируется продажа акций, недвижимости и иных активов, он также может использоваться в сделках на бирже. Абонентский договор наиболее популярен в потребительских отношениях либо в отношениях по обеспечению бизнеса определенными услугами.

В сущности, абонентский договор является обычным договором оказания услуг, купли-продажи, поставки, подряда, проката или иным договором, в котором условие о цене не связано с фактическим объемом исполнения.

Ключевые особенности абонентского договора: что и как должно быть обязательно прописано в договоре

В абонентском договоре должно быть обязательно указано, что он является абонентским, либо же из формулировки его условий (о порядке исполнения и оплаты) должно быть ясно, что он является таковым. ВС РФ в абз.3 п.33 Постановления Пленума от 25.12.2018 N 49 указывает, что в случае неясности того, является ли договор абонентским, не применяются нормы ст.429.4 ГК РФ.

Предмет:

В самом тексте абонентского договора должен быть указан предмет, поскольку это требуется для всех договоров. Предмет может быть разным в различных договорах: товар (его наименование, характеристики) – для купли-продажи и поставки, услуги (с их перечнем и описанием) – для договора оказания услуг, работы (перечень работ с наименованием и характеристиками) – для подряда, объект аренды (наименование и описание) – для проката и т.д. При этом в подобной договорной модели допустимо не указывать количество и объем товаров, работ и услуг, хотя обычно количество и объем являются элементами предмета договора. В самом договоре могут быть установлены максимальные объемы исполнения (например, интернет трафик в 15 ГБ, пять лекций в неделю или одна книга в течение месяца). В отсутствии максимальных объемов абонент может затребовать исполнения в любых приемлемых для него пределах. Как пример можно привести абонемент на платную трассу – владелец такого абонемента может хоть круглые сутки ездить по дороге в течение его срока действия – то есть получать исполнение в течение всего срока договора.

Срок договора:

Данный договор обычно предусматривает срок, в который заказчик или покупатель может потребовать товар, услуги или работы. Обычно срок по абонентскому договору определяется месяцами (например, договор действует 5 месяцев), но могут быть и более короткие (недельный абонемент в бассейн) и длинные (техническое обслуживание автомобиля в течение года) сроки соглашений.

Порядок исполнения:

В договоре указывается, что абоненту предоставляется исполнение по его требованию. Оно может предоставляться как непосредственно во время заявления требования (например, клиент пришел в фитнес клуб – и сразу может воспользоваться его услугами), либо в течение определенного срока после его заявления (например, организация технического обслуживания обязуется начать ремонт автомобиля в течение трех дней после заявления требования). Второй случай необходим, когда если другой стороне требуется время на подготовку к исполнению. В договоре часто прописывается порядок заявления требований, а также время (часы работы), когда могут быть оказаны услуги, выполнены работы, поставлены товары.

Оплата:

Ключевой особенностью абонентского договора, как было сказано ранее, является независимость цены от фактически оказанных услуг, поставленных товаров или иного исполнения. Цена по абонентскому договору устанавливается за срок его действия, в течение которого абонент может получить обусловленное соглашением исполнение. Оплата может производиться как периодическими платежами (например, за каждый месяц), так и единовременно (обычно в виде предоплаты). Даже если абонент ни разу не закажет товары, работы или услуги, то уплаченные по договору средства не возвращаются. Оплата может быть не только деньгами, но и оказанием услуг, товарами, работами и иными способами, допустимыми в определенных договорах.

В каких сферах популярны абонентские договоры: примеры абонентских договоров

Оказание услуг: На этот счет стоит, прежде всего, вспомнить об услугах связи. Мобильные операторы и интернет провайдеры преимущественно предоставляют услуги именно по абонентским договорам. Фитнес центры, различные секции, бассейны, языковые школы крайне часто оформляют отношения с клиентами по модели абонентского договора. К примеру, клиент фитнес-клуба может в любой момент в течение времени работы или иного времени, установленного договором, воспользоваться его услугами. Юридические, бухгалтерские и иные консалтинговые услуги также часто предоставляются по подобной модели.

Выполнение работ: Договоры по техническому обслуживанию, часто именуемые как дополнительная гарантия также заключаются именно в виде абонентского договора. Так в случае поломки автомобилей, электроники или иных вещей абонент может обратиться в сервисный центр, где будет произведен ремонт. Обычно такие договоры предусматривают только выполнение работ, тогда как материалы оплачиваются заказчиком – но договор может предусматривать и оплату материалов подрядчиком.

Розничная купля-продажа: Как пример можно привести книжные и сувенирные магазины. У одной крупной сети книжных магазинов имеется возможность приобрести абонемент на покупку одной книги в рамках определенной суммы каждый месяц в течение пяти месяцев – при этом он стоит дешевле, нежели чем максимальная стоимость книг, которые могут быть получены за пять месяцев. Подобная модель возможна по причине того, что покупатель может попросить передачу книги ценой ниже максимальной, либо не обратиться в течение какого-либо месяца.

Прокат: На этот счет можно представить себе ситуацию проката мелкой бытовой техники, автомобилей в каршеринге или инструментов. К примеру, можно представить модель соглашения, по которому клиент каршеринга может дать автомобиль каждый день на 4 часа – от обычного договора проката или аренды данная модель отлична тем, что в прокат каждый раз может передаваться разное имущество (разные автомобили). Поэтому подобную конструкцию можно разграничить с обычными прокатом или арендой, по котором арендная плата хоть и платится вне зависимости от использования объекта аренды, но за переданную вещь.

Перевозка: Проездные абонементы имеют крайне широкое распространение - вряд ли стоит говорить что-то еще по данному вопросу.

Иные случаи: Насколько много может быть видов договоров как поименованных, так и непоименованных и смешанных, настолько же большим может быть число случаев, когда может быть использована конструкция абонентского договора.

Расторжение абонентского договора и нормы потребительского законодательства

Как указывалось ранее, плата по договору должна быть уплачена вне зависимости от полученного исполнения. Однако при досрочном расторжении договора, которое может быть допустимо в случаях предусмотренных соглашением или законом, часть суммы или вся сумма может возвращаться. Наиболее серьезное значение вопрос возврата уплаченных средств абоненту имеет в договорах оказания услуг.

Ст.782 ГК РФ предоставляет право заказчику услуг в любое время расторгнуть договор при компенсации фактически понесенных исполнителем расходов. Очевидно, что в абонентском договоре расходов может и не быть – поэтому нельзя сказать, что данная норма может быть применена в полной мере к абонентскому соглашению. Да и самим соглашением, по общему правилу, можно ограничить подобное правило заказчика. Поскольку оплата по договору не зависит от объема оказанных услуг, то и данную норму (если она применяется) стоит воспринимать как возможность расторжения, при котором будет возвращена уплаченная за будущие периоды сумма, но не может быть возвращена плата за прошедшее время. В принципе, норма ст.782 ГК РФ сама по себе при прямой трактовке противоречит сущности отношений по абонентскому договору, поэтому возникают вопросы при ее применении.

При этом, сказанное ранее вряд ли стоит отнести к договорам с потребителями – наибольшему числу абонентских договоров. Ст.32 Закона «О защите прав потребителей» является императивной нормой, предоставляющей право потребителю отказаться от договора оказания услуг при компенсации фактически понесенных расходов. Возникают серьезные вопросы о соотношении данной нормы закона с характером абонентского договора. В указанном ранее ПП ВС N 49 данный вопрос не был никак разрешен, а пункт 2 ст.429.4 ГК РФ, разграничивающий порядок оплаты и объем исполнения содержит оговорку о неприменении, в случае, когда иное предусмотрено законом.

Можно ли считать, что потребительское законодательство может отменять положения об оплате по абонентскому договору? Так считать не хотелось бы, однако практика первых инстанций судов общей юрисдикции указывает на иное: во многих случаях суды признавали условия договоров о невозврате суммы в случае неиспользования услуг недействительными (как противоречащих закону о ЗПП) и возвращали всю уплаченную по договору сумму потребителям. Остается надеяться что суды вышестоящих инстанций, в особенности ВС РФ внесут ясность в этот вопрос, поскольку описанное решение данного вопроса районными судами ставит под угрозу целые сферы бизнеса.

Автор статьи: Анатолий Фролов (юрист)