Изменения в устав общества с ограниченной ответственностью делятся на две основные группы: те, которые подлежат внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), и те, которые в реестр не отражаются. К изменениям первой группы относятся наиболее значимые положения, определяющие основные характеристики общества, и любые их изменения требуют государственной регистрации. Первая группа включает смену наименования ООО, изменение юридического адреса, пересмотр уставного капитала (увеличение или уменьшение) и добавление новых видов деятельности (кодов ОКВЭД), если они не соответствуют текущему уставу. Важно отметить, что при изменении адреса в пределах одного населенного пункта, внесение изменений в устав не требуется, и достаточно уведомить налоговый орган, подав форму Р13014.
Вторая группа изменений охватывает положения, не требующие отражения в ЕГРЮЛ, но регулирующие внутренние правила и процедуры общества. Например, приведение устава в соответствие с Федеральным законом № 312-ФЗ от 30.12.2008, что обязательно для ООО, созданных до 1 июля 2009 года. Уставы таких компаний имеют силу только в части, не противоречащей новому законодательству, а дальнейшие изменения в устав могут быть зарегистрированы только после его приведения в соответствие с законом. Аналогичная реформа с аналогичными последствиями была проведена в 2014 и 2017 годах, однако менее масштабная. Другие изменения, зависящие от усмотрения участников: правила принятия решений общим собранием, возможность увеличения уставного капитала за счет третьих лиц, ограничение долей участников, порядок выхода участника из ООО и другие.
Кроме того, устав может быть приведен в соответствие с изменениями Гражданского кодекса РФ от 2014 года, которые регулируют права и обязанности участников. Хотя эти нормы будут действовать по умолчанию, в уставе можно зафиксировать порядок удостоверения решений общего собрания участников, например, альтернативный нотариальному удостоверению.
- Пункт 6 статьи 43 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"
- Статья 17 Федерального закона № 129 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
- Письмо Федеральной налоговой службы от 28 апреля 2022 г. N КВ-4-14/5232@ О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2022)
Изменение устава общества с ограниченной ответственностью входит в исключительную компетенцию общего собрания его участников. В случае, если ООО состоит из одного участника, такое решение принимается единолично и оформляется в письменной форме. Решение о внесении изменений в устав может быть принято на любом общем собрании — очередном или внеочередном, с обязательным включением соответствующего вопроса в повестку дня. Изменения в уставе ООО могут оформляться в виде новой редакции устава или как отдельный документ с перечнем изменений, прилагаемым к текущей версии устава. Новая редакция целесообразна при значительных поправках или большом количестве ранее внесенных правок, затрудняющих понимание документа. Все изменения в обязательном порядке подлежат государственной регистрации (посредством направления или уведомления ФНС в зависимости от вида изменений).
Для внесения изменений в устав ООО, которые касаются особенно важных прав и обязанностей его участников, требуется единогласное решение общего собрания. В частности, такими изменениями являются:
- Установление, прекращение или ограничение дополнительных прав участников ООО, а также введение или прекращение дополнительных обязанностей участников.
- Ограничение максимального размера доли участника и возможность изменения соотношения долей между участниками ООО.
- Установление преимущественного права покупки доли или ее части участниками ООО или самим обществом по заранее определенной уставом цене.
- Право участника на выход из общества.
Кроме того, при нарушении процедуры изменения устава или требований законодательства такое решение общего собрания может быть оспорено участником общества. Суд может признать решение о внесении изменений недействительным, если оно было принято с нарушением прав участников или установленных норм, а также если участник, не принимавший участия в голосовании или голосовавший против, подаст соответствующее заявление. Так же примечательное замечание: суды, как правило, отказываются удовлетворять требования об обязательном созыве собрания по вопросам изменения устава или о принуждении к внесению изменений в устав, поскольку законодательством это полномочие закреплено исключительно за собранием участников.
- Пункт 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса РФ
- Подпункт 1 пункта 3 статьи 66.3 Гражданского кодекса РФ
- Пункт 4 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"
- Подпункт 2 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"
- Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2013 № ВАС-5373
- Пункт 4 статьи 52 Гражданского кодекса РФ
- Пункт 4 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"
- Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 августа 2013 N Ф05-9465/13 по N А40-125231/2012
- Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 августа 2007 N 9495/07
- Пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
- Пункт 1.3 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
- Пункт 1.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
- Подпункт 3 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ
- Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 июля 2015 г. N Ф06-25704/15 по делу N А12-40435/2014
- Пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ
- Пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
- Пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
- Статья 86.3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-I (в редакции Федерального закона от 30 марта 2015 года № 67-ФЗ)
- Статья 18 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
- Статья 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
- Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 декабря 2013 N Ф02-5797/13 по N А33-1384/2013
- Пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"
- Статья 45 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.1999 № 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью
- Пункт 3 статьи 66.3 Гражданского кодекса РФ
- Пункт 2 статьи 32 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"
- Абзац третий пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.1999 № 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"
- Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23 августа 2016 г. N Ф09-7991/16 по делу N А60-58516/2015
Внесение данных в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) происходит на основании документов, представляемых при регистрации изменений в учредительных документах юридического лица. При этом каждое изменение фиксируется с присвоением государственного регистрационного номера (ГРН), а дата записи указывается в ЕГРЮЛ, подтверждая факт внесения сведений. Основной государственный регистрационный номер (ОГРН), являясь идентификатором юридического лица, используется в записях ЕГРЮЛ и соответствующих документах, что упрощает доступ к сведениям о зарегистрированных данных.
Порядок ведения ЕГРЮЛ предусматривает добросовестное полагание участников гражданского оборота на актуальность информации, содержащейся в реестре. Юридическое лицо обязано действовать в соответствии с принципом добросовестности и правомерности. Это означает, что лицо, полагающееся на информацию из ЕГРЮЛ, вправе рассчитывать на ее достоверность и исходить из фактов, зафиксированных в реестре. В случае возникновения спора юридическое лицо не может ссылаться на сведения, не внесенные в ЕГРЮЛ, или оспаривать данные, включенные в реестр, за исключением случаев неправомерного их включения по вине третьих лиц.
За нарушение обязанностей по своевременному представлению достоверных данных в ЕГРЮЛ, например, если сведения оказались заведомо недостоверными, юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, а также обязано возместить убытки контрагентам, причиненные вследствие недостоверной информации, в том числе из-за несвоевременного обновления данных. Это положение направлено на обеспечение стабильности и прозрачности гражданского оборота, где информация ЕГРЮЛ имеет правовое значение и охраняется законом.
- Статья 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
- Пункт 4 Порядка ведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП, утвержденного приказом Минфина России от 18.02.2015 № 25н
- Пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса РФ
- Статья 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
- Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 июля 2015 г. N Ф02-3807/15 по делу N А33-21669/2014
- Пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
- Части 3, 4 и 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
- Письмо Федеральной Налоговой Службы России от 13.09.2005 № ЧД-6-09/761@
- Письмо Федеральной Налоговой Службы России по г. Москве от 04.08.2006 № 09-10/69306@
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5
- Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 ноября 2012 N Ф05-10870/12 по N А40-27014/2012
Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью составляют правовую основу его деятельности и регулируют порядок взаимоотношений участников и третьих лиц с обществом. В соответствии с законодательством, единственным учредительным документом ООО является его устав, который утверждается всеми учредителями при создании общества. Договор о создании ООО, который ранее признавался учредительным документом, утратил такой статус с 1 июля 2009 года в силу изменений, внесённых в законодательство (Федеральный закон от 30.12.2008 № 312-ФЗ). Устав, утверждённый учредителями, должен содержать все сведения, установленные действующим законодательством, а также может включать иные положения, не противоречащие закону, по усмотрению участников.
С 1 сентября 2014 года законодательство допускает использование типовых уставов, утверждаемых уполномоченными органами, однако на данный момент формы типовых уставов ещё не утверждены (такая вот ирония отечественного корпоративного права). При создании ООО его устав утверждается единогласно всеми учредителями или единолично одним учредителем в случае «одноучредительского» общества. В уставе могут содержаться дополнительные положения, принятые общим собранием участников, при условии их соответствия законодательству. В случае наличия в уставе положений, противоречащих закону, они не подлежат применению.
Изменения в устав ООО подлежат государственной регистрации в регистрирующем органе. По запросу участника общества или заинтересованного лица ООО обязано предоставить для ознакомления копию действующего устава. Если ООО действует на основании типового устава (пока не утвержденного, но в будущем – важно помнить), оно обязано уведомить об этом любое заинтересованное лицо и обеспечить доступ к типовому уставу в открытом источнике.
- Пункт 4 статьи 52 Гражданского кодекса РФ
- Пункт 2 статьи 87 Гражданского кодекса РФ
- Статья 89 Гражданского кодекса РФ
- Пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"
- Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 июля 2014 N Ф05-7087/14 по N А40-124641/2013
- Абзац двенадцатый пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"
- Пункт 3 статьи 66.3 Гражданского кодекса РФ
- Пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"
- Абзац двенадцатый пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"
- Пункт 2 статьи 17 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"
- Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 марта 2012 N Ф07-897/12 по N А13-4803/2011


Скачать документ